Репортаж с места событий пример

Пример аналитического репортажа.

РЕПОРТАЖ (газета)

Репортаж— это сообщение факта, развернутая передача события, в которой ярко выступает личность автора. Репортаж должен быть динамичным.

Журналист:

— привлекает внимание к событию,

— пробуждает интерес или сочувствие.

— подтверждает реальность происходящего: вводит прямую речь, выражает собственное отношение к сообщаемому, подробно описывает какие-то моменты, рассуждает вместе с читателями газеты.

Разновидности репортажа

Информационный репортаж — репортер сообщает о факте, событии и не пытается обобщать то, о чем рассказывает. Может дать сжатую оценку, высказать свое отношение к тому, что увидел или узнал.

Репортаж-«раздумье» — автор не только сообщает факты, но и передаёт личное отношение к ним.

Аналитический репортаж — автор анализирует событие со всех сторон, привлекая к этому людей, имеющих прямое отношение к происходящему, такое изложение способствует тому, что читатели сами сопоставляют факты, обобщают их.

Исторический репортаж — сообщается о событии давно прошедшем. В подобных репортажах можно обнаружить черты перечисленных выше разновидностей, но то, что речь идет о событии, при котором автор непосредственно не присутствовал, обусловливает особую специфику репортажа.

Криминальный репортаж подходит под определение информационный.

Как работать над репортажем

Автордолжен быть свидетелем, непосредственным участником события — подбирает материал на месте, записывая детали, которые затем помогут восстановить последовательность события, отмечая собственные впечатления от увиденного и услышанного, собирая сведения у лиц, участвующих в нем.

Тема репортажа — любое событие из любой области жизни: политической, культурной, спортивной. Это может быть событие, происходящее в отдельном коллективе, и событие, известное во всем мире. При выборе темы автор ориентируется на то, является ли она общественно-значимой, способна ли заинтересовать широкий круг читателей своей занимательностью, необычностью, своеобразием.

Раскрытие темы репортажа.

Обстоятельство.

указание места, где происходит событие. Место может быть названо под заголовком репортажа, как главное уточнение документального факта, в виде суммирующего лида, а затем в тексте дается описание этого места, иногда несколько раз и с разных позиций. Если автор в своем репортаже ведет рассказ не из одного места, а из нескольких, то все они указываются в тексте.

указание времени, когда происходило или происходит событие, и сколько оно длилось или длится. Прямое указание времени встречается тогда, когда это принципиально важно для раскрытия темы. В других же случаях время можно узнать из каких-либо побочных деталей, но оно, тем не менее, указывается.

условия, в которых разворачивается действие или которые привели к данным событиям.

Целое – часть.

Например, схематично деление темы можно представить: Крым – Севастополь – уникальные памятники, секретные объекты – войсковая часть и т.д.

Последующее всегда идет за предыдущим.

В тексте могут быть использованы лирические отступления, рассуждения, автор разворачивает тему вокруг чего-то.

Свойства.

Описание свойств – способ наиболее подробного, тщательного показа предмета речи, в том числе события.

Заголовок помогает объединить весь текст репортажа.

Композиция репортажа — три части: лид (введение), основная часть, концовка.

Введение(зачин) — небольшой по объему элемент текста, который выполняет одну из следующих задач:

1) введение в тему;

2) название темы;

3) описание места действия;

4) описание характера или свойств действия;

5) авторская оценка события;

6) постановка вопросов, ответ на которые будет дан в последующем тексте.

Основные функции зачина – привлечение внимания читателей и переход к основной части – рассказу о том, как происходило событие.

В основной части обязательно должен быть свой сюжет, вокруг которого организуется весь материал. Поскольку темой репортажа может стать только то, что обязательно имеет событийность, в основной части идет последовательное изложение события, для этого чаще всего используется повествование. Шаг за шагом автор рассказывает нам о том, свидетелем чего он был на протяжении какого-то времени.

Концовказанимает один последний абзац. Очень редко концовка как вывод, заключительная фраза отсутствует в репортаже, тогда создается впечатление, что рассказ о событии может быть продолжен, дополнен новыми деталями.

Язык репортажа сочетает в себе элементы всех стилей: разговорного, публицистического, книжного.

Ни один репортаж не обходится без имен собственных, служащих для конкретизации, усиления достоверности описываемого. Имена собственные используются для названий мест, откуда ведется репортаж, или как-то связанных с темой, для названия лиц, участвующих в репортаже, организаций, также непосредственно связанных с содержанием темы.

Пример аналитического репортажа.

Автор: В. Каркавцев:

ДИГГЕРЫ НА ДНЕ МОСКВЫ

Шестнадцатый год Вадим Михайлов спускается в московские подземелья. Он встречался с бомжами и полуметровыми крысами, видел уникальные памятники и двери в секретные объекты. Оттуда, снизу, он не устает повторять: «Проснитесь, люди. Под вами – экологическая мина».

Здесь нет времени. День? Ночь? Время определяется по яркости фонарика: садятся батарейки – бегом наверх. Без света тут делать нечего. Мы идем по подземной Неглинке, расталкивая бахилами мутный поток. Стоп. Что-то там объясняет наш гид.

Вот эта керамическая труба – скорее всего «неучтенный» сток. В прошлом веке за канализацию надо было платить приличные деньги. Поэтому многие московские домовладельцы прокладывали такие вот пиратские трубы и сбрасывали нечистоты тайком. Да это еще что. Свои подземные ходы были и у содержателей притонов. Явится туда купчик – напоят, гирькой по голове, оберут до нитки, а труп в Неглинку…

Вадим Михайлов – фанатик. Шестнадцатый год он ползает по московским подземельям, ориентируется тут не хуже, чем в лабиринтах арбатских переулков. Странное хобби: темнота, нечистоты, дурной воздух, да и небезопасно. «Мне, когда худо наверху – быстрее в колодец». Зачем? Этот вопрос заводит Вадика с пол-оборота.

Ну разве не ясно? Подземная Москва превращается в клоаку. Вы не замечали легкое движение воздуха летними вечерами?

Это поднимаются с глубины миазмы. А вода? Ребята Вадима однажды выловили рыбу-мутанта с рогами на голове. У себя под ногами мы закладываем страшную экологическую мину. А уникальные памятники? Подземелья Кремля? Библиотека Ивана Грозного, которая, по преданиям, покоится где-то здесь? Старинные ходы петровских времен? Все это может быть утрачено, если подземный город станет одной большой помойкой. Но есть еще и другое: в подземелья столицы беспрепятственно проникают бомжи – любой фанатик может учинить диверсию.

Наша цель, – горячится Михайлов, – сколотить универсальную бригаду, куда бы вошли экологи, археологи, спасатели, чтоб она могла заниматься и исследованиями, и ликвидацией подземных аварий, и тушением пожаров на коммуникациях.

А в первую очередь надо составить экологическую карту подземного города.

Пока это красивая мечта, никем практически не поддержанная. Ученые копают свое, метрополитен возится со своим хозяйством. «Водоканал» – со своим. А между тем подземный мир Москвы – единый организм, и деление его на сферы влияния весьма условно.

– Рыбы-мутанты: это так, мелочь, – делятся впечатлениями диггеры.

Глава 2. Событийный репортаж.

– Мы видели жуткие подземные комарники. Во время одного из спусков на Диму Силантьева напала огромная крыса – около полуметра, не считая хвоста. Трудно даже представить, какую заразу может принести наверх вся эта живность…

…Хлюпанье наших бахил эхом разносится над сводами Неглинки. Крепко строили предки, почти два века отслужило подземное жерло – до сих пор ни трещинки в подземной кладке.

Лишь кое-где сквозь боковые трубы дотянулись сюда мощные корни деревьев. Еще остановка – лопата-«дуршлаг» у стены, ломики, топчан. Ага: хозяйство кладоискателей. В историческом слое, по которому мы бредем, современные старатели добывают монеты и украшения. Кто такие, часто ли здесь бывают? Во всяком случае, после этой остановки невольно начинаешь озираться – встречаться тут с незнакомцами неохота…

Подземная Москва хранит немало тайн – от древнейших времен до сегодняшних бомжатников. Не однажды диггеры Вадима наталкивались на замурованные штольни – по их предположениям, там покоятся несчастные дети 37-го года. Где-то под нашими ногами сокрыт во тьме секретный бункер Берии. Бог весть, что таят в себе доселе охраняемые сретенские каменоломни. Наверное, кое-какие из тайн, связанные с современными спецобъектами, нам и не следует знать. Но уж во всяком случае представлять, насколько опасен в экологическом смысле подземный город, москвичи имеют право. Это право команда Михайлова готова отстаивать. Мы видели, как она умеет работать в экстремальных ситуациях, какова здесь дисциплина и выучка.

Пока, однако, этот опыт остается невостребованным.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет журналистики

Кафедра современной периодической печати

Репортаж на страницах газеты

Курсовая работа

студентки 1 курса в.о.

Якушенковой Екатерины

Проверила:

Павлушкина Наталья Анатольевна

г. Санкт-Петербург

Введение. 3

Глава I. Современный газетный репортаж..

Жанр — репортаж

1.1. Определение жанра. 4

1.2. Предмет, цели, тематика жанра. 6

1.3. Природообрабующие элементы репортажа. 7

1.4. Композиция. 9

1.5. Сложности сюжетно-композиционного построения репортажа. 10

1.6. Виды репортажа. 11

§ 1. Событийный репортаж.. 12

§ 2. Аналитический (проблемный) репортаж.. 13

§ 3. Познавательно-тематический репортаж.. 14

§ 4. Репортаж-комментарий. 15

Глава II. Жанра репортажа в современных периодических изданиях.. 17

2.1. Кратко об Андрее Колесникове. 17

2.2. Анализ репортажей Андрея Колесникова. 18

§ 1. «Владимир Путин и Дмитрий Медведев обменялись обещаниями». (№ 3(3820) от 16.01.2008) 18

§ 2. «Театр одного болельщика» (№ 27(3844) от 19.02.2008) 20

§ 3. «Владимир Путин выбрал бабушку из ЛДПР» (№ 34/П(3851) от 03.03.2008) 22

§ 4. «Встреча на межпрезидентском уровне» (№ 43(3860) от 18.03.2008) 23

§ 5. «Президент выступил гарантом космоса» (№ 62(3879) от 12.04.2008) 24

Заключение. 26

Список литературы.. 27

Введение

Факты есть факты; они не исчезнут из-за того, что вам не нравятся.

Джавахарлал Неру (1889-1964)

Репортаж – один из излюбленных жанров современных журналистов. Так было всегда, ещё со времен возникновения этого жанра в газетной периодике. Да и сегодня репортаж воспринимается многими как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательные и выразительные возможности репортажа позволяют современным журналистам наглядно и предметно отображать даже самые сложные явления действительности. Именно в этом, видимо, кроется неувядаемый секрет притягательности данного жанра, как для профессионалов, так и для читателей и именно поэтому выбранная тема данной курсовой работы столь актуальна на сегодняшний день.

Цель: с помощью теоретических выкладок и примеров из СМИ разобраться, в чем особенности жанра репортаж.

Задачи:

— Дать своё определение репортажа, проанализировав его предметы, цели, тематику и особенности композиции;

— Разобраться в видах репортажа и иметь представление об их различиях друг от друга;

— На примерах репортажей Андрея Колесникова из газеты «Коммерсантъ» проследить использование всех законов и приёмов жанра на практике.

Объект: газета «Коммерсантъ» в период с января по апрель 2008 года.

Предмет: наиболее интересные репортажи Андрея Колесникова за данный период.

Глава I. Современный газетный репортаж

1.1. Определение жанра

Понятие репортаж образовалось от латинского слова «reportare» и буквально означало «передавать», «сообщать». В начале XIX века, когда в Европе и в России развивается ежедневная периодическая печать, а жанровая палитра не отличалась многообразием форм, под репортажем подразумевались любые оперативные сообщения из залов суда, городских сборищ, заседаний парламента. М.Н. Ким в своей книге «Репортаж: технология жанра» пишет, что «по своей форме первоначальные репортажи больше походили на современные отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги» .

Если говорить о собственно историческом становлении репортажа, то следует отметить, что данная жанровая форма прежде всего «отливалась» в лучших произведениях российских журналистов. Овсепян Р.Г. писал, что «именно в репортажах публицистов и журналистов XIX-XX вв., как В. Гиляровский, М. Кольцов, Л. Рейнснер, данный жанр приобретает свои индивидуальные признаки и черты, которые и дали основание для создания теории современного репортажа» .

Так какое же можно дать определение репортажу? Теоретики журналистики отвечают на этот вопрос по-разному.

Например, А.А. Тертычный утверждает, что репортаж всё-таки склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа «используется метод наглядного изображения действительности, но как самоцель, а не средство обобщения или «оживления» текста» .

А вот С.М. Гуревич выделяет репортаж как один из информационных жанров, хоть и не отрицает его «родство с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими)» .

Автор статьи в сборнике «Основы творческой деятельности журналиста» доктор филологических наук, профессор Л.Е.Кройчик называет репортаж жанром публицистики «оперативно-исследовательскими текстами», где на первый план выступает истолкование информации. В этих жанрах «анализ — не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментария». Дается следующее определение жанра:

«Репортаж — публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора — очевидца или участника события»

Активная и субъективная роль журналиста состоит и в том, что он «волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего».

«Репортаж — один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом, — пишет Кройчик. — Стержнеобразующий жанровый элемент здесь — отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события (:), но оно всегда движется в одну сторону — от начала описания события к его завершению. Это жанр фабульный (как и отчет): основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события».

А вот А. Кобяков даёт своё определение репортажа: «Репортаж — изложение актуального фактического материала, полученного с "места происшествия". Рассказчик — непосредственный участник события или наблюдатель. Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги. Объем газетного репортажа — от 100 строк». Также А. Кобяков считает, что «репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.)».

1.2. Предмет, цели, тематика жанра

Цель репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это – жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.

Предметом репортажа всегда является ход события, сочетающего визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее). Как утверждает С.М. Гуревич, «роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором» .

Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж – из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.

1.3. Природообрабующие элементы репортажа

В середине 1970-х Геннадий Бочаров, известный в те годы репортер «Литературной газеты», утверждал, что журналист может написать хороший репортаж, даже не побывав на месте события, а реконструировав его. М.И.Шостак, автор ряда обстоятельных работ, посвященных труду репортеров, пишет о том, что репортажу «вовсе не всегда нужна последовательная констатация хронологических моментов». И далее: «Участие автора в событии очень желательно» . Однако репортаж не может быть написан со слов очевидцев. Реконструкция события – прерогатива очерка, зарисовки. Журналист волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего. Но избирать для повествования композицию, разрушающую реальный ход происходившего, значит разрушить жанр: вместо репортажа читатель увидит корреспонденцию с элементами репортажа, статью, обозрение и т.д. Репортер имеет право привести свидетельства других участников или очевидцев событий, но они будут лишь своеобразной цитатой в тексте, в котором главенствует автор. Автор репортажа – не обязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортер меняет профессию»), но он всегда – активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами, репортаж – жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события.

Жанр — репортаж

Творческая Мастерская Алкоры

Репортаж — это сообщение с места событий. Жанр  типично журналистский, который, как мне казалось, используется исключительно в  прозаических произведениях, а не в стихах. Однако,  побродив по просторам сайта Стихи.Ру, я очень скоро поняла, что ошибаюсь.

Наши поэты живо реагируют на всё, что происходит в мире, или на то, чему лично  они были свидетелями, и тут же рифмуют свои впечатления от услышанного или увиденного,  не боясь крепких выражений и бесконтрольных выплесков личных эмоций. Как правило, эти произведения очень далеки от того, что я называю поэзией, но зато всегда имеют успех: бурно обсуждаются близким кругом постоянных читателей этих авторов. Именно такие злободневные выплески рифм чаще всего фигурируют в верхних строчках нашего стихирского  рейтинга.

Я всегда стою за точный и правильный русских язык в стихах на любую тему — за язык поэтический: несущий в себе хотя бы крупицы «вечности» — осмысления описываемого события с позиции, чуть более высокой, чем сиюминутная позиция взволнованного обывателя.  В конце концов, мудрость человеческая заключается в том, чтобы не торопиться с выводами, а ещё — в умении проникнуть в суть явления, оценить его философски. В стихах-репортажах такую мудрость встретишь крайне редко. Да и язык подобных стихов чаще всего на редкость неряшлив: сила в словах есть, а умения расставить их по местам — нет.

А что если нам всем вместе разобраться, как пишутся репортажи, в чем особенности этого жанра, а заодно и организовать конкурс по данному жанру?

Главная особенность репортажа — оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий. Подразумевается, что человек, написавший репортаж — очевидец или участник события. Он необязательно действующее лицо, но всегда — активный наблюдатель и комментатор. Иными словами, репортаж — это жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора.
 
Термин РЕПОРТАЖ происходит от французского «reportage» и английского «report»: общий корень — латинский («reporto» — передавать). Одни теоретики считают, что репортаж — это художественно-публицистический жанр, так как при его создании используется метод наглядного изображения действительности. Другие считают его  только  информационным жанром.
 
В любом случае, жанр РЕПОРТАЖ должен давать оперативное и наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора. Журналист, чтобы написать репортаж, должен следить за тем, как развивалось событие, определять его ключевые моменты, фиксировать поведение людей, участников или очевидцев события.

Выделю основные признаки жанра:

1. Наглядность. Она складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов. Для написания репортажа в стихах в нем обязательно должны присутствовать художественные образы, помогающие передать эти сенсорные детали.

2. Динамичность. Она в поэтапном развитии действия, в наличии фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки.

3. Информативность. В тексте должна быть максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; описание  окружающей обстановки.  В этом случае  репортаж будет вызывать у читателя эффект присутствия и эффект соучастия (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа).

Какими бывают репортажи?

Самый распространенный вид  репортажа — СОБЫТИЙНЫЙ. В нем  отражается  общественно-значимое событие в хронологической последовательности.

Реже встречаются ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ репортаж: в его основе лежит тема, которую освещает автор. Например, это авторский рассказ о жизни конкретного коллектива или социальной группы. Появление этого вида репортажа может быть связано с определенными событиями в обществе, например, с памятной датой или праздником.

Еще встречается ПРОБЛЕМНЫЙ репортаж: он несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает к конкретному рассказу дополнительные сведения из истории или воспоминания.

Итак, репортаж — это жанр-разведчик, к которому обращаются, желая сообщить о том, что происходит в стране и за ее пределами. Перед автором стоит задача: добиться эффекта «присутствия» читателя на месте события.

Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события – его АКТУАЛЬНОСТЬ, ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Челябинский метеорит: репортаж с места событий

Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения, и  он должен быть интересен читателю и находить отклик у него. Эта цель предопределяет важное качество жанра – его динамичность и наглядность: читатель должен как бы сам видеть все происходящее на месте события, как бы слышать голоса его участников, что дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили участники описанного автором события. Таким образом автор воздействует на своего читателя. Он не просто регистрирует подробности события, но умело отбирает факты, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.

Темы репортажа могут быть разными. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, автор создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда появляется познавательный репортаж – из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. А иногда рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными для автора. Он не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия.

Умение автора «вести» репортаж, «монтировать» его части определяет особенности его композиции. В тех случаях, когда автор рассказывает о путешествии, его маршрут чаще всего определяет и композицию текста. В иных случаях репортаж строится на выяснении обстоятельств, в которых происходило событие, автор подобного репортажа выступает в роли исследователя, пытающегося  историю связать  с современностью.

Качество репортажа проявляется в его стиле — эмоциональном, энергичном. Для репортажа необходимо активное использование средств и приемов образного отображения действительности – яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств: репортаж быстрее достигнет цели, если читатель вместе с автором  начнет восхищаться, негодовать, радоваться.

Теории, мне кажется, уже более, чем достаточно. И мне, и вам хочется примеров хороших и плохих репортажей, написанных языком поэзии. Я надеюсь, что они обязательно будут, ведь на страничке «Т.М. Ликбез» открыт прием заявок на участие в конкурсе

«По свежим впечатлениям» — http://www.stihi.ru/2014/10/13/2277 ,

конкурса произведений, написанных в жанре репортажа. Мы обязательно обсудим его результаты сразу же после подведения итогов конкурса. Поэтому —

                     Продолжение следует.

© Copyright: Творческая Мастерская Алкоры, 2014
Свидетельство о публикации №114103007801

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Творческая Мастерская Алкоры

Рецензии

Написать рецензию

Интересное предложение, Алла, ты сделала.
Но ждать "примеров хороших и плохих репортажей, написанных языком поэзии" вряд ли придётся.
Если репортаж — это актуальность и — главное — оперативность, а поэзия — это метафоричность и образность, связанные с "вечными" темами, то "коня и трепетную лань" — в одну телегу?..
А зарифмовать можно и аптечный прейскурант.

Всего доброго!

Виктор Марков 2   30.10.2014 19:51   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Заявки уже идут и, Бог даст, найдутся и хорошие примеры. А не найдутся — будем учиться на примере плохих — как не надо писать…

Алкора   30.10.2014 20:18   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Творческая Мастерская Алкоры

“Тает мир, стекая, как вода меж пальцев и никто не в силах уже, собрать эти капли и утолить жажду…”

Как ни странно, звук – самое недолговечное явление в нашей жизни. Каких-нибудь 50-60 лет назад не было устройств, способных зафиксировать и сохранить наш повседневный звук. Строились и исчезали города, страны, жизнь кипела в её величии и мощи, и ничего не осталось от них, ни словечка, только тишина, … Но и те крохи, что еще можно сохранить, гибнут, не имея вместилища.
Так родилась идея создать место, где мы сможем хранить и передавать бесценные голоса свидетелей эпохи — наших дедов, матерей, сестёр или нас самих…
Пусть их уникальный, единственный опыт, пласт прожитого, события ими пережитые, не канут бесследно и бесполезно, а станут тем Ноевым ковчегом в котором мы общими усилиями спасём самое ценное… Ничто не может заменить живой голос рассказывающего (Вначале было слово).
Цель проекта “Аудиопедия” — “AudioPedia” аккумулировать и пропагандировать звуковое – фонографическое наследие. Собрать и сберечь то, что еще не погибло. Помочь тем, кто имеет собственные звукозаписи, свидетельствующие о том или ином событии, большом и малом, дать им вторую и долгую, полезную жизнь.
И если у нас, теперь, есть возможность, сохранить голоса наших близких для потомков, для детей и внуков, чтобы не начинали они жизнь каждого поколения с чистого листа, давайте это сделаем!

В составе “AudioPedia” объединены проекты – “Старое радио”, “Свидетель”, “Репортаж”, ”Театрология”, “Школьная фонохрестоматия”
Каждый проект самостоятелен и, при том, взаимно корреспондируется.

“Старое радио” – проект положивший начало всему проекту “Аудиопедия”. Здесь собраны произведения, которые мы называем “Золотой аудиофонд”. Тысячи записанных на радиостудиях фонограмм – спектакли, радиопостановки, музыкально-литературные композиции, воспоминания, детские инсценировки, сказки, басни, стихи и многое из того, что сегодня нельзя найти в свободном доступе. Проект призван сберечь и вернуть наше наследие, передавая его из рук в руки новым поколениям, в качестве национального сокровища, сравнимого по значимости с величайшими музеями и библиотеками мира.

В проекте “Свидетель” каждый, зарегистрировавшись, может создать свою страницу и там размещать свой (частный) звук, (имеющий культурное, историческое значение), логически обоснованное количество текстов и фотографий. Нет смысла пытаться устраивать на проекте музыкальный, фото или видео склад, для этого есть специально предназначенные места и нам придётся модерировать нецелевое обустройство.

Проект “Репортаж” принципиально отличается лишь одним – он создан для армии профессиональных репортёров, хранящих уникальные материалы – интревью, репортажи, беседы, воспоминания, рассказы, документальные фонораммы.

Пример аналитического репортажа.

И теперь, заведя свою страницу под собственным управлением, они могут предъявить миру себя и плоды своих поисков, удач, напомнить важнейшие события нашего исчезающего прошлого, спасти от забвения свои сокровенные архивы!

Одну из, пожалуй, самых трудновыполнимых миссий – собирание и представление огромного и почти неизвестного фонографического архива театров России, призван нести проект “Театрология”. Доподлинно известно, что у каждого из сотен национальных театров есть свои звуковые архивы, пропадающие подспудом пыли и изредка используемые малым кругом для внутренних целей. Справедливо полагая, что забвение и утрата навечно, бесценного и стремительно исчезающего фонографического театрального наследия, является культурной катастрофой национального масштаба, “Союз Театральных Деятелей России” совместно с проектом “ Аудиопедия” выступили с инициативой создания проекта “Театрология”.

“Школьная фонохрестоматия” по литературе – пожалуй, единственный, почти оконченный проект в силу ограниченности собранного материала, скрупулёзно разысканного и оцифрованного в течении нескольких лет. Бережно и с любовью выверенные фонограммы, созданные великими мастерами слова и сцены, предложенные к использованию в программах школьного обучения практически были утрачены. Проект призван сохранить и вернуть в школьный оборот ценнейшие фонограммы, замены которым не существует.

Репортаж является одним из наиболее излюбленных и востребованных жанров в школьной газете. Но у репортажа, как и у любого другого жанра, есть свои особенности и специфика, которыми нельзя пренебрегать.

К сожалению, именно об этом школьники забывают, когда начинают писать в этом жанре. В результате приходится читать репортажные тексты, созданные по принципу «что вижу, о том и пишу». Так, например, репортаж об экскурсии в зоопарк может начинаться длинным описанием того, как журналисты стояли на остановке, ожидая опаздывающих товарищей, и ехали в автобусе. А репортаж о городском празднике в детской газете нередко предваряет сообщение о том, чем журналистка занималась накануне, от кого и как узнала о предстоящем событии, во сколько проснулась, как позавтракала, как добиралась, как сдавала одежду в гардероб и повстречала знакомых.

При этом само событие, описание которого и является целью репортажа, уходит на второй план. Читатель, ожидавший узнать подробности о прошедшем событии, будет обманут в своих ожиданиях, разочарован и, скорее всего, даже не дочитает текст до конца. В конечном итоге, кого волнует, как Маша Н. позавтракала и как Катя и Настя ехали в автобусе?

Чтобы избежать этой ошибки, начинающему журналисту прежде, чем сесть за написание материала, и даже прежде, чем приступить к сбору информации, к непосредственному наблюдению за событием, имеет смысл задать себе вопросы: «Зачем я пишу этот репортаж? Кто его будет читать? О чем я хочу рассказать читателю?» И если вам все равно, будут читать ваш текст или нет, забудьте о журналистике. Пишите «в стол». Для потомков. Может быть, они поймут и оценят. А репортаж является информационным жанром, моментальным откликом на событие, которое интересно совершенно конкретному читателю. И он (читатель) хочет узнать подробности именно об этом событии, а не о вас лично.

Профессионализм репортера проявляется в умении отличить «говорящие» детали от ненужных подробностей. «Говорящие детали» — это те, которые помогают ярче высветить событие, описать в красках и в лицах саму атмосферу происходящего, его масштаб, значимость, добавить в описание ярких красок для придания наглядности, заострить внимание на каких-то деталях, эпизодах.

Основная задача репортера — дать читателю возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца, т. е. создать «эффект присутствия».

8 правил хорошего репортажа

А для этого нужно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Вот для этого и нужны детали: чтобы передать свое ощущение динамики события («картинка в движении»), чувств и эмоций, которые эти события вызывают.

В описании события не бойтесь использовать глаголы настоящего времени. Именно они в сочетании с яркими деталями, красками, эмоциями помогают передать динамику события и создать эффект присутствия.

А еще репортер должен уметь оперировать цифрами, фактами, обращаться за комментариями к участникам или организаторам события, включать в репортаж элементы интервью.

Не знаете, с чего начать репортаж, чтобы не описывать длинные и ненужные подробности своей личной жизни? Начните с лида. «Жесткого» — коротко (в одном-двух предложениях) ответьте на вопросы: «что», «где», «когда», спустив ответы на вопросы: «как», «почему» и «кто» в описательную часть. «Мягкого» — если хотите поиграть с новостью. Но не увлекайтесь, играя: лид — это всего лишь один небольшой вводный абзац, а не страница текста!

Многие начинающие журналисты ошибочно считают, что репортаж можно писать только о каком-то прошедшем мероприятии. Это не совсем так. Информационным поводом для репортажа могут послужить посещение кабинета стоматолога, ветеринарной клиники, детского дома, школьной столовой во время перемены, репетиции школьного театра, молодежной тусовки. Ищите темы, интересные вашему читателю! И не забывайте сопровождать ваши репортажи фотографиями, которые выгодно дополнят ваш текст.

Татьяна Ковган

Репортаж с места событий: интересный праздник и пример как делаю я

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *