Как развить усидчивость у ребенка

Усидчивость и старание, внимательность школьника – залог его успехов в школе и дальнейшей жизни. Но для того чтобы ребенок обладал этими качествами, необходимо развивать их с рождения.

Способность человека контролировать свое поведение, длительно выполнять работу, порой даже трудную и неинтересную, закладывается в раннем детстве и развивается постепенно. Формировать усидчивость, доводить до конечного результата начатое, быть внимательным – это первейшая задача родителей в дошкольный период.

Малышу очень трудно сосредоточиться долго на чем-то одном, его внимание неустойчиво, но это и необходимо для быстрого, всестороннего познания мира. Поэтому, чтобы привлечь его внимание и подольше удержать его, задания должны быть яркими и интересными, все занятия, проводятся в игровой занимательной форме. Можете купить ему карнавальные костюмы для детей и попробовать вместе сыграть какой-нибудь спектакль.

Родители, являющиеся для ребенка непререкаемым авторитетом, должны сами соответствовать тем требованиям, которые они предъявляют своему малышу: выполнять свои обещания, не совершать опрометчивых поступков, ответственность и последовательность действий. Тогда и ребенок, подражая родителям, с легкостью приобретет эти навыки без особых усилий со стороны мамы и папы.

Очень важно выполнение режима дня, это дисциплинирует ребенка, ведь он прекрасно знает, когда пора кушать, ложиться спать.

Как научить ребенка быть внимательным

Малыш не будет тратить энергию на ненужные капризы, вместе с тем привыкает к выполнению правил, что тоже способствует самоконтролю ребенка.

Во время игры детей с родителями, необходимо стараться, соблюдать последовательность действий совместной игры, которые не успевают надоесть малышу. Они должны быть интересными для него, увлекая его в мир игры, и тогда крошка перестанет отвлекаться и полностью погрузиться во взаимодействие с вами.

Конечный результат в занятиях и играх должен присутствовать всегда, похвалите малыша, вдохновите его на дальнейшие подвиги, пробудите желание услышать похвалу еще раз и закончить начатое.В момент игры необходимо убрать все возможные раздражители: включенный телевизор, другие игрушки. Вообще-то, у ребенка не должно лежать на виду очень много игрушек, это рассеивает его внимание: ему хочется поиграть во все, а в результате игры не получается. Лучше оставить несколько любимых, а когда ему надоест с ними играть, заменить на новые.

Выбирая занятия и игры для своего малыша, лучше основываться на его увлечениях, так как интерес — главная составляющая усидчивости в нежном возрасте.Хороший повод дисциплинировать крошку – уборка после игры. Замечательно, если малыш захочет помочь в уборке или приготовлении пищи маме. Пусть потом придется все переделывать, зато ребенок сделает все с удовольствием, получит заслуженную похвалу и приучится помогать родителям.

Для развития усидчивости и внимательности в школе в 3, 5, 7, 8 лет используйте виды деятельности, способствующие этому: рисование, лепка, аппликация, вырезание, пазлы, настольные игры, всевозможные конструкторы. Играйте с ребенком, направляйте его, пробуждайте интерес, тогда малыш легче адаптируется к школе, а обязательность и усидчивость станут для него не поводом для упреков, а естественным процессом.

Маленькие дети – настоящие непоседы. Им все интересно, всюду надо успеть, обо всем нужно спросить. Без этого не обойтись, поскольку именно такая активность и любознательность и обеспечивают полноценное развитие ребенка, помогают ему невероятными темпами познавать окружающий мир. Поэтому вполне понятно, что ограничивать ребенка в его желании двигаться, бегать и прыгать, мы не должны. Однако важно понимать и то, что очень скоро придет время идти в школу, где от малыша будут ждать совсем иного, более спокойного поведения. Усидчивость и внимание – качества, без которых в школе очень непросто. Значит, надо постепенно приучать маленького ребенка к занятиям, требующим внимания и терпения. Но как развить у ребенка усидчивость?

Самый первый урок усидчивости, который получают малыши – это игра в обычные кубики. Для нас, взрослых, все кажется простым и понятным. А ребенку не так уж и просто построить из кубиков башню, чтобы она не развалилась на этапе строительства. Приходится аккуратно ставить кубик за кубиком, проявляя терпение и внимание.

Еще немного времени, и приходит пора собирать пирамидки и первые деревянные пазлы. И пусть пазлы пока состоят всего из 2-3 частей, а пирамидка – из 5 колец, на их сборку нужно время, терпение, и все то же внимание.

Когда ребенку исполнится 3 годика, приходит время более серьезных занятий. Уже можно начинать играть в мяч (съедобное — несъедобное, хорошо — плохо и др.), собирать более сложные пазлы, строить дома, гаражи, мосты из крупного конструктора. Каждый ребенок находит свое любимое занятие, свою игру на развитие усидчивости. Главное – показать крохе, чем и как можно заниматься, а уж что именно выбрать, он решит сам.

Не стоит забывать также про рисование и лепку. Предлагайте малышу разные варианты рисования (карандашами, гуашью, красками, пальчиковыми красками). В лепке тоже есть где разгуляться: фигурки из пластилина, из соленого теста, рисование пластилином и многое другое.

Обязательно включите в список ваших занятий аппликации и поделки. Нужно немало времени и терпения, чтобы сделать красивую аппликацию или смастерить с мамой поделку.

Каким бы занятием вы ни занимались, самое главное – чтобы ребенку это нравилось. Если вы начнете заставлять его – результат будет противоположным. В подобных случаях малыши просто теряют интерес к занятиям. Кроме того, если ребенок сегодня очень любит рисовать, а завтра не желает даже видеть карандаши – это вовсе не значит, что нужно снова приучать кроху к художественному искусству. Дети склонны периодически менять любимое занятие. Ребенок может месяцами каждый день собирать пазлы, а потом резко забросить это занятие и увлечься конструированием. Поощряйте новые увлечения и интересы ребенка и не заставляйте его делать то, что нравится вам. Как бы ни были малы наши дети, они лучше нас знают, что у них лучше получается и что им больше нравится. Самое важное – чтобы у ребенка было хотя бы одно увлечение, помогающее ему развивать ту самую усидчивость.

Есть еще один очень важный момент. Чтобы в школе ваш малыш спокойно сидел на уроках и внимательно слушал все то, что рассказывает и объясняет учитель, начинайте заниматься с ним еще до школы. При этом заниматься нужно не только всем вышеперечисленным, но и именно подготовкой к школе (чтение, письмо, математика), выдерживая определенное время занятий. Например, начинаете заниматься по 10 минут в день. Через месяц, два, или через полгода (зависит от вас и ребенка) переходите на 15 минут, потом еще на 5 минут больше и т.д. Постепенно доведите время занятий до 20-30 минут.

Развиваем внимание и усидчивость!

Ближе к школе старайтесь проводить по 2-3 таких занятия в день, соблюдая перерыв между ними в 20 минут. Так вы поможете ребенку подготовиться к школьному распорядку.

И самое важное: чтобы ваш маленький почемучка стал усидчивым и терпеливым, внимательным и аккуратным, вы сами должны быть такими. Ведь родители являются самым первым и самым важным образцом для подражания, на который и ориентируется ребенок.

Читательница сайта Юля, тоже няня, прислала мне письмо:

Здравствуйте! Спасибо Вам за сайт! Обсуждение работы няни действительно актуальная в наше время проблема, как для родителей, так и для нянь. Может быть моя проблема есть и у других нянь? Я воспитатель, в детском саду отработала 12 лет, успешно: не было проблем ни с администрацией, ни с родителями, ни с детьми (в плане дисциплины). Устроившись няней, столкнулась с такой проблемой: мальчик не хочет заниматься. Играть, гулять — всё с удовольствием, т.е. эмоциональный контакт у нас замечательный. Но как только предлагаю выполнить домашние задания ( мы ходим в развивающие центры) — сразу "Не хочу! Не буду!" Кое-как выполняем задания, причем большая часть времени уходит на мои уговоры сесть спокойно, убрать ноги со стола, убрать игрушки на другой стол и т.д. Педагоги в центрах тоже говорят о его неусидчивости, невнимательности. Что же делать? Родители предлагают мне быть с ним построже, говорят, что он умный, просто очень активный ребенок. Мальчику 5 лет. Работаю с ним уже 3 года. Спасибо, что прочитали и , может быть, ответите.

Очень сложно (может быть, даже неправильно) давать какие-то дистанционные советы, не видя ребенка, не зная конкретной ситуации, в которой он находится. Попробую ответить просто из самых общих соображений.

Усидчивость у ребенка до 6 лет развивается с течением жизни только в игровой, совместной со взрослыми деятельности. Игры и задания должны обязательно соответствовать уровню развития ребенка. Если ему неинтересно — быть может, причина в том, что ему сложно или, наоборот, слишком просты задания? Или — если он очень любит играть, гулять, — так может быть, для него занятия не игра, а обязаловка? И неусидчивость — своеобразная форма протеста? Или, может быть, ему не нравится урочная система в развивающем центре? Выясните этот вопрос и если дело похоже на правду, то предложите родителям найти другой центр с другим подходом к занятиям.

Как развить у ребенка усидчивость, что главное в этом деле? Важно любое задание доводить до конца (выполнить оговоренное, убрать за собой, вымыть руки и т.д.). Это обязательное условие. И делать это желательно тоже в игровой форме. Не приказывая, а как бы продолжая игру. Это могут быть не игры, а другие занятия. Главное, чтобы они пробуждали интерес и захватывали внимание ребенка. Например, украшение воздушными шарами детской комнаты. Если ему сложно сделать что-либо самому, делайте это вместе, устройте соревнование, кто быстрее уберет игрушки, карандаши. Привить неусидчивому ребенку интерес к таким играм и занятиям, разумеется, непросто — можно столкнуться с его вечными "не хочу — не буду". Но здесь надо проявлять терпение, изобретательность и, можно даже сказать, искусство воспитателя.

Выработать у ребенка усидчивость будет сложнее, если вокруг него слишком много доступных игр, которые рассеивают внимание. Уберите лишние игрушки и время от времени меняйте их. Старайтесь с одной игрушкой придумывать разные варианты игры, пусть он сосредоточится на ней. И не забывайте про поощрения! Хочет мультик – пожалуйста, когда выполнил задание. Сделал – отдыхай!

Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Старайтесь во время вспышки гнева у ребенка удалиться куда-нибудь. Если ребенок следует за вами, значит он хочет продемонстрировать вам свой негатив. Не нужно его в этом поощрять. Если дать возможность ребенку самому успокоиться и далее в доброжелательной обстановке продолжить общение, то он поймет, что демонстративными выпадами ничего не добьется и перестанет это делать.

Научить ребенка усидчивости будет проще, если избегать критических замечаний.

Как следует прививать усидчивость вашему ребёнку

Далеко не всякий взрослый, откровенно говоря, способен адекватно воспринимать критику, а у ребенка и вовсе могут опуститься руки. Чаще хвалите ребенка за его успехи, даже самые мелкие. Но и не перехваливайте — иначе он решит, что уже всего достиг и дальше трудиться нет смысла. Похвала должна быть заслуженной и разумно соответствовать уровню достигнутого успеха.

Трудные задачи разбивайте на несколько заданий. Давайте ребенку инструкции короткие и простые. Неусидчивым детям трудно запомнить задание, если оно содержит слишком много информации.

Можно попробовать заняться упражнениями по релаксации. Таким детям показаны упражнения по глубокому дыханию и занятия йогой.

Но могут быть и другие причины детской неусидчивости: хроническое воспаление среднего уха, заболевание щитовидной железы, расстройство зрения, тревога, страх, депрессия. Возможен и синдром дефицита внимания и гиперактивности. Диагностировать это может только специалист. Не пренебрегайте врачебной консультацией. Раннее медикаментозное лечение поможет ребенку быстрее справиться со своей проблемой.

С уважением, Елена.

Сегодня многие родители не уделяют этому вопросу особого внимания, считая, что ребенок, повзрослев, и так станет спокойнее. Такая оптимистичная позиция позволяет папам и мамам избегать лишних волнений. Правы ли они?

В какой-то степени правы, потому что, подрастая, ребята действительно становятся более терпеливыми и легче справляются с заданиями, требующими элементарной усидчивости. И все-таки прививать терпение ребенку надо с самого раннего детства, чтобы избежать определенных проблем в школе, в детском саду, да и впоследствии, во взрослой жизни, на работе.

Как проверить: усидчив ли ребенок?

Иногда родителям не надо для этого придумывать специальные задания: достаточно час понаблюдать за своим чадом. Если малыш в течение этих шестидесяти минут не мог задержаться на одном месте дольше пяти-десяти минут, вряд ли можно говорить о том, что он усидчив. Однако чтобы убедиться в верности своего вывода, можно проверить ребенка следующим образом. Предложите ему настольную игру, рассчитанную на его возраст.

Как научить ребенка усидчивости: 5 золотых правил

Это может быть мозаика, пазлы, конструктор. Понаблюдайте: как долго игра будет занимать малыша? Если последний через десять минут бросил занятие, заявив, что ему это вовсе не интересно, предложите вторую, третью. Если не одна игра не увлекла его хотя бы на полчаса, все очевидно: у ребенка отсутствует усидчивость!

Что будет, если не бороться с нетерпеливостью малыша?

Он будет менее внимателен на развивающих занятиях в детском саду; хуже адаптируется к школе; не сможет самостоятельно выполнять домашние задания; вряд ли полюбит уроки, на которых нужно выполнять письменные упражнения; не сможет серьезно увлечься ни чтением, ни рисованием, ни рукоделием (для девочек), конструированием (для мальчиков) – на все это нужно терпение, умение сосредоточиться на одном деле.

Все нужно начинать постепенно!

Самая большая ошибка взрослых может быть в их собственной нетерпеливости. Допустим, родители убедились в том, что действительно их малыш не усидит на одном месте лишних пять минут, и тут же задумали исправить эту ситуацию, заставив его в тот же день, когда было принято решение о воспитательных мерах, целый час провести за какой-нибудь настольной игрой. Естественно, весь этот час, или хотя бы сорок-пятьдесят минут из этого времени, ребенок сопротивлялся: он пытался вставать, ему тут же нужно было выйти на кухню, потому что его «замучила жажда»; потом срочно нужно было сходить в туалет. К концу этого часа родители устали и сами. Смысла в таком воспитательном приеме, по большому счету, не было никакого: ни ребенок не стал более усидчивым, ни родители не почувствовали удовлетворения, поскольку не увидели результата – поведение малыша ничуть не изменилось. Более того, как только они задумают повторить «эксперимент», у ребенка сразу же возникнет негативная установка по отношению ко всем занятиям, требующим от него терпения: он хорошо запомнит, как ему было скучно сидеть на одном месте целый час!

Попробуйте начать с пяти-десяти минут!

Предложите ребенку спокойно посидеть за столом, пока стрелочка часов не передвинется на промежуток, равный, например, пяти минутам. Через неделю увеличьте время до десяти, еще через семь дней – до пятнадцати минут. Не обязательно навязывать ребенку какую-то игру: положите на его рабочий столик игры, раскраски, пластилин, книги с яркими иллюстрациями. Разрешите малышу самому выбрать то, что ему нравится. Возможно, он разыграется и не заметит, как пролетит время. В таком случае, конечно, не стоит его торопить поскорее выйти из-за стола – наоборот, нужно поощрять его увлеченность, хвалить за то, что он проявляет терпение.

Дневник успехов

Заведите блокнот, в котором вы будете отмечать результаты вашей воспитательной работы: если время занятий будет заметно увеличиваться, значит, вы нашли правильный подход к своему ребенку. Например, сначала малыш мог спокойно просидеть на одном месте не более пятнадцати минут, а уже через два месяца вы могли его оставить за игрой на час. Если же никакого прогресса не видно, ребенок по-прежнему сопротивляется и не желает ничем долго заниматься, возможно, надо сделать перерыв, подождать, пока он чуть-чуть подрастет; либо же искать другие методы: менять обстановку, предлагать другие игры, возможно, первое время сидеть рядом с ребенком, помогая ему освоить азы какого-либо занятия – раскрашивания, лепки, выполнения аппликаций, складывания узоров мозаики, конструирования различных предметов из деталей конструктора.

Свободное время для родителей

Выше мы отметили, что усидчивым детям легче в саду, школе, проще найти занятие по душе, но ничего не сказали о том, что ведь намного свободнее чувствуют себя и их родители: они могут спокойно запланировать какие-то свои дела, зная, что ребенок в течение, например, часа не будет требовать их внимания; отлучиться на полчаса из дома; оставить его на какое-то время у родственников или знакомых – малыш не доставит последним никаких проблем, поскольку его достаточно просто будет чем-то занять.

С какого возраста ребенку нужно прививать усидчивость?

Чем раньше, тем лучше, точнее, тем легче ребята подстраиваются под требования взрослых. Желательно, чтобы к школе эта проблема была решена: ребенок мог спокойно высидеть время урока. Если учитель жалуется родителям на то, что их сын или дочь постоянно отвлекается, значит, у школьника не выработана усидчивость, нет терпения! В таком случае папам и мамам не стоит ждать чудес: вряд ли их ребенок сможет хорошо учиться, потому что чем старше он будет становиться, тем больше уроков будет у него в расписании, тем более объемными станут и домашние задания. Однако все можно изменить, если серьезно относиться к воспитанию своих детей.

Родители должны постараться сделать все для того, чтобы привить своему ребенку навыки трудолюбия и терпения

Ольга Крусь (учитель)
специально для сайта www.papaimama.ru

К этой статье вопросов пока нет.

наверх ↑   

Чтобы задать свой вопрос, нужно авторизоваться

 Одноклассники

 Вконтакте

Реклама на сайте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *