Как делают новости

Елена Гуляева

Структура новостного сюжета, если рассмотреть ее с точки зрения кулинарии, состоит из следующих ингредиентов: видеоряд, интершум, графика, музыка, лайф, стендап, синхрон, закадровый текст и титры. Такой набор «продуктов» позволяет приготовить для зрителя ароматное, вкусное, сытное «блюдо». Разберем каждую составляющую более детально.

Видеоряд. Видео на заданную тему может быть снято профессиональным оператором, получено из имеющегося архива или же со стороны. Последнее означает, что канал приобрел кадры оперативной или любительской съемки. Кстати, файлы, присланные по электронной почте обычным зрителем, порой становятся основой любопытного сюжета.

Интершум. Это звук, записанный вместе с видеоматериалом. Интершум должен соответствовать изображению. Если же он не отличается качеством, то подлежит замене. В большинстве случаев данный звук призван сопровождать закадровый текст.

Графика. Как правило, представляет собой диаграммы, таблицы, карты, схемы и др. Ее можно подготовить при помощи специальной компьютерной программы или нарисовать на листе бумаги, после чего снять на видеокамеру. Стоит обратить внимание на то, что оформление графических материалов должно подходить по размеру шрифта и палитре оттенков ко всему сюжету.

Музыка. В некоторых случаях выступает в роли интершума. В информационных сюжетах ее не используют. Основное требование к музыке в том или ином ролике  – уместность.

Лайф. Данным термином обозначают отрезок видео продолжительностью до 10 секунд с интершумом (поддержка болельщиков, аплодисменты, шум воды). Лайф «переносит» зрителя на место события, помогает проникнуться атмосферой. В информационном сюжете отрезок лайфа не должен превышать 5 секунд.

Стендап. Это речь журналиста в кадре. Демонстрирует присутствие в эпицентре мероприятия или события, создает эффект диалога с аудиторией. При записи стендапа корреспонденту важно следить за своим внешним обликом, мимикой и жестами, а оператор должен выбрать подходящий задний план.

Синхрон. Понятие обозначает речь персонажа в кадре, фрагмент интервью. Картинка и голос записываются и показываются на экране одновременно. Основное требование – продолжительность не более 25 секунд. Также стоит следить за фоном, чтобы у героя не росли из головы столбы, фонтаны, ветви деревьев, цветы и др.

Закадровый текст. Называется так, поскольку зритель не видит того, кто сообщает ту или иную информацию. Обычно текст пишет корреспондент, а вот читать его за кадром доверяют и самому журналисту, и диктору.

Титры. Специальные надписи, которые поясняют текст. Это могут быть имя, фамилия и должность главного героя сюжета, указание места, где разворачиваются события, перевод иностранного текста и др. Требований к титрам не так много: грамотность и фактическая правильность.

Учитывая рассмотренные структурные элементы, разберем классический новостной сюжет. Он может быть построен по следующему принципу:

— стендап (краткое сообщение о том или ином событии);

— закадровый текст (продолжение рассказа);

— синхрон (пояснения главного персонажа, очевидца, эксперта);

— закадровый текст (заключительные фразы о произошедшем событии);

— стендап (прогнозы и выводы).

В процессе подготовки сюжета для телевидения следует обратить внимание на ряд особенностей: объективность информации, актуальность события, логика изложения, предельная ясность. Корреспондент не должен оценивать происшествие, он выступает в роли медиатора – посредника между аудиторией и источником информации. Факт в обязательном порядке необходимо подтвердить видеоматериалом, информацией очевидца, заключением эксперта. Собственное мнение журналист, конечно, может выразить, но косвенно. К примеру, при помощи интонации, порядка слов в предложении и иными способами.

Primary Menu

Также рекомендуется сообщать информацию простыми и понятными словами, избегать бюрократических формулировок и деепричастных оборотов, употреблять только известные аббревиатуры (МВД, ЕГЭ, ЖКХ и др.), округлять числа. Текст должен состоять из определенных блоков, поскольку без крепкой структуры он провисает и рискует развалиться. Предложения из интервью с главным героем сюжета должны продолжать текст корреспондента, а не повторять его.

Медиаграмотности и основам журналистики может научиться каждый. «Школа журналистики» приглашает вас пройти дистанционный курс «Практическая журналистика» по очень-очень доступной цене. Узнать больше и записаться можно на странице курс.журналистика-обучение.рф.

Рубрика: Разное | Permalink

В-третьих, событие может быть равно информационному поводу и полностью исчерпываться им. Таких случаев в реальной практике огромное множество. Пример: событие — поимка карманника в автобусе. Конечно, можно сделать информационным поводом "Разгул преступности на транспорте", но само событие столь простое, что вполне умещается в своем информационном поводе — попался жулик.

И, в-четвертых, события может вообще не быть — информационный повод моделирует его для сюжета. Самый простой пример. На Северный полюс отправляется экспедиция на велосипедах. Героические покорители снегов даже не тронулись с места и лишь сообщают о скором старте на прессконференции, а информационный повод уже отправил их в дорогу и пожелал счастливого пути.

В любом случае, выбрав один информационный повод, нельзя подменять его другим при съемке сюжета. Во-первых, редактор выпуска не поставит это художество в эфир. А во-вторых, сюжет всегда должен выстраивать понятный зрителю шаблон показа события в новостях. Это "лекало" требует, чтобы информационный повод укладывал все происходящее в рамки логичного повествования.

Опять пример. Делается сюжет из Государственной думы, где обсуждают законопроект об отстреле всех перелетных птиц над территорией России. А вы берете информационным поводом смерть любимого попугайчика Гоши и как дополнение — борьбу государственных мужей с заразой. Поймут вас зрители? Вряд ли. Выйдет сюжет в эфир? Скорее всего, нет.

Но вот если любимая сука президента, Лабрадор Кони, упаси боже, заразится птичьим гриппом, то… Думаю, с таким информационным поводом все понятно.

Информационный повод — это определение границ смысла, в которых обязаны находиться творческие желания репортера. События почти всегда сложны, запутанны и непонятны, потому информационный повод становится компасом, который помогает создателю сюжета не сбиться с пути. То есть он расставляет разрозненные части события по значимости, выделяя главное и отметая второстепенное.

Например, произошло такое событие. Студент юридического факультета зарубил старушку топором, забрав у жертвы десять рублей. Потом пошел к другой пенсионерке, опять зарубил и взял двадцать рублей. Наконец, заглянул к третьему божьему одуванчику, тюкнул топориком и разжился тридцатью рублями. После того отправился в ларек, купил на все деньги пива и выпил. Ему стало стыдно, и он пошел каяться в ближайшее отделение милиции. Но дежурный милиционер был занят — выколачивал из грузчика-азербайджанца признание, что это он, грузчик, — маньяк, порешивший старушек, а потому не пожелал слушать студента и выгнал его вон из отделения. Тогда будущий правовед пришел на телевидение и предъявил окровавленный топор. И там ему тоже не поверили. Делать нечего — студент взошел на ближайший мост, утопил топор и двинулся сдавать сессию. А милиция еще год искала убийцу старушек.

Сколько здесь может быть информационных поводов? Как минимум тридцать! Какой выберете, такой и будет сюжет.

Конечно, с подобным бредом репортеры никогда не сталкиваются. Но и в более простом событии могут пересекаться несколько коллизий. Информационный повод поможет заранее очистить шелуху и выделить нужное для вашего сюжета.

Вот более реальный пример. Открывают доменную печь. Приезжает министр. При этом награждают несколько передовиков производства. При этом самодеятельный хор строителей исполняет торжественную ораторию. При этом местный губернатор говорит трогательную речь. При этом всем детям строителей дарят подарки.

Какой из этого делать сюжет? Что снимать, а что — нет?

Определите информационный повод, и все получится! Полезность информационного повода в том, что он сразу определяет что-то вроде заголовка вашего сюжета. Пробегая взглядом заголовки на газетной полосе, читатель решает, стоит или

нет читать ту или иную статью. В сюжете новостей то же самое. Интересен или нет сюжет зрителю, определяют первые две-три фразы. Они же представляют сюжет в "Шпигеле" — краткой аннотации всех новостей в самом начале выпуска. Эти несколько предложений и есть информационный повод. Он определяет качество события, его важность и меру интереса для зрителя.

Чтобы облегчить вам выбор информационного повода, приведу несколько стандартных приемов.

1. Событие обычное, повторяющееся или цикличное. Его уже много раз снимали, делали о нем сюжеты, известно, как оно воспринимается зрителями. Информационный повод — обычный для такого события.

2. В привычном событии появляются новые обстоятельства, в нем участвуют новые люди, возникают новые ситуации. Информационный повод — рассмотрение события через это "новое". Лучше всего — максимально драматизированное.

3. Событие совершенно новое, никогда не случалось, есть шанс снять его первыми. В этом случае информационный повод равен событию.

4. Обыденное событие поворачивается неожиданной стороной, в нем открываются неожиданные подробности. Информационный повод — выделение нового.

5. Свершившееся событие явно предвещает событие грядущее, которое будет иметь большое значение для телеаудитории. Информационный повод — будущее событие.

6. Событие завершилось, и теперь можно делать разнообразные выводы. Информационный повод — один из возможных выводов.

7. Событие вот-вот произойдет, ожидается с нетерпением. Информационный повод — будущее событие.

8. Событие привело к последствиям, которые не могут быть безразличны большому числу людей. Информационный повод — последствия.

9. Событие стало результатом цепочки других событий. Информационный повод — "последнее звено".

Не стану утомлять примерами, но вы обязательно столкнетесь на практике с такими случаями определения информационного повода.

Только не старайтесь искать информационный повод в каждом событии. Есть много такого, на что не стоит тратить время и усилия.

Ну, например…

1. Событие интересно исключительно одному-двум людям. Самому репортеру или его родственникам. Скажем, у репортера родился сын. И он хочет рассказать об этом замечательном событии в новостях, где работает. Это информационный повод в масштабе его биографии, а не выпуска.

2. Значение свершившегося события понятно лишь очень узкой группе специалистов. Например, открыта очередная элементарная частица. Как бы вы ни искали, информационный повод для выпуска отсутствует.

3. То, что событие вообще происходит, понятно только его участникам. Как бывает при проведении литературных, научных и прочих конференций. На поиск информационного повода лучше не тратить времени.

4. Событие является таковым лишь в глобально-философском смысле. Как то: приход лета.

Или зимы.

Как делать сюжет новостей

Или прилет грачей. Комментарии излишни.

5. Событие важно лишь для узкого круга заинтересованных лиц. Если, отмечая юбилей фирмы "Ларьки Пупкина", бизнесмен Пупкин устраивает праздник для десяти пенсионеров, раздавая им просроченные бисквиты, это его глубоко личное дело, а не информационный повод. (Другое дело, если его ларьки будут незаконно сносить.)

6. Событие возникло в воспаленном сознании репортера. Например, он уверен, что агенты ЦРУ "травят горожан ультракороткими волнами".

Практика подскажет вам еще десяток ситуаций, безнадежных с точки зрения поисков информационного повода. Главное — не бояться сказать самому себе: "Это ерунда. Из этого не сделать сюжета. Потому что здесь нет информационного повода".

Верный признак: если вам никак не удается найти в событии хоть какой-то информационный повод, скорее всего, его там нет вовсе. И снимать нечего и незачем. Но если об этом вежливо попросит выпускающий редактор, выкручивайтесь как хотите. Я предупредил.

Важное, но не всегда выполнимое условие выбора правильного информационного повода: он должен быть по-настоящему интересен самому репортеру. Если этого нет, сюжет тоже может получиться неплохим. Но событие, увлекающее репортера, открывается неожиданным информационным поводом. Скорее всего, это сделает сюжет захватывающе интересным. И доставит настоящее удовольствие от профессии.

Например, 21 декабря 1991 года я включил телевизор и узнал, что моей страны — СССР — больше нет. Но меня это мало взволновало. Потому что я как раз купил килограмм хорошей вареной колбасы, полкило сыра и даже банку горошка (кто не помнит, в тот год с едой еще были проблемы). Но если бы тогда мне надо было делать сюжет, дефицит колбасы как информационный повод стал бы лучшей эпитафией Советскому Союзу.

Где и когда определять информационный повод?

Обычно это происходит перед съемкой.

Приступать к съемке, не представляя, что и зачем будешь снимать, непрофессионально. Но бывают редчайшие ситуации, когда репортер приезжает на съемку и видит, что надо поменять информационный повод. Потому что сюжет может получиться интереснее и неожиданнее, чем планировали. Например, приехали снимать задержание мелкого хулигана, разбившего витрину, а хулиган оказался депутатом Государственной думы.

Изменение информационного повода на съемке сюжета не лучшая практика. Но если вы уверены, что поступаете правильно и на благо сюжета, действуйте!

Информационный повод — ваша циркуль. Взглянули на событие, отмерили что нужно и принялись за строительство. Слагать сюжет вы будете из "кирпичиков" события. А раствор, который их скрепит, — история.

Золотые правила написания текста на телевидении

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *